Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Для вас, родители Добавить комментарий   

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 

Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, она позволила слышать ему все многообразие существующих вокруг звуков красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — одно из свойств данное природой человеку.

Большое развитие имеет музыкальное развитие ребенка в семье.

Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки:

             Отношение родителей к музыке передается ребенкуЕсли взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, то малыш духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

            Музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.

 

 ·         Ставьте кассеты или диски с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Во время прослушивания произведения проявите свою заинтересованность. Не ограничивайте музыкой какого-то одного направления.

·         Иногда специально включайте музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка. Позвольте ему самостоятельно выбрать музыку для прослушивания из Вашей детской музыкальной коллекции.

 

 

Пение

 ·         Пойте с ребенком простые и понятные по содержанию детские песни.

·         Имейте дома кассеты и диски с записями детских песен и музыкальных фильмов для детей.

·         Следите за тем, чтобы ребенок не кричал на улице в сырую холодную погоду, не напрягал голосовой аппарат.  В дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и подвержен влиянию отрицательных факторов внешней среды.

Музыкальное творчество.

             В возрасте 5-6 лет ребенок может воспроизводить на несложных ударных и звуковысотных музыкальных инструментах аккомпанемент для песен и танцев. Слышит и воспроизводит простые ритмические рисунки. Импровизирует, используя навыки игры на инструментах.

·         Позвольте ребенку проявлять творческие способности и музицировать дома

     Музыкальные движения. Танцы.

            К 5-6 году жизни ребенок осваивает много плясовых движений, умеет не просто хлопать в ладоши или по коленям и умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед, то правую, то левую ногу; кружиться на носочках, но и выполнять более сложные танцевальные движения - «ковырялочка», «боковой галоп», выразительно и ритмично исполняет танцы, движения с предметами, инсценировать самостоятельно игровые песни.

  Не надо предлагать ребенку плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

·         Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.

 Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.

            Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным, опытным и успешным? Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями. Он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.


Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Для вас, родители Добавить комментарий   

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

                             младшего дошкольного возраста

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.

Большое значение имеет музыкальное развитие ребенка в семье.

Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки:

            Отношение родителей к музыке передается ребенкуЕсли взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, то малыш духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

·         Пойте малышу простые и понятные по содержанию детские песни.

·         Ставьте кассеты или диски с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте по ритму музыку.

·         Вы можете слушать каждый день по одному отрывку, затем взять новые отрывки или повторить ещё раз те, которые уже слушали.

·         Иногда специально включайте музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка.

 Как слушать музыку?

Непременное условие — тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на её руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Её настроение, состояние передается малышу.

   Как научить малыша подпевать?

·         Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

·         Пойте негромко.

·         Чередуйте пение с аккомпанементом и пением без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты.

·         Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни — оживленно.

   Музыкальные движения, пляски.

 К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой. Охотно пляшет с платочком, погремушкой.

·         Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.

·         Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

  Игра.

             Игра — ведущий вид деятельности для детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Игр очень много, они разные — и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр на третьем году жизни.

            Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.

            Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным, опытным и успешным? Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями. Он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.

  

 

Сценарий к 8 марта для старшей группы "Теремок"

Сценарии Добавить комментарий   

Утренник, посвященный 8 марта

"Теремок"

Старшая группа

2016

Составила Шалимова Мария Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детскиц сад № 302" г. Н. Новгорода

 

Действующие лица:

Ведущая

Дети:

Мышка

Лягушка

Лягушата

Зайчик

Лиса

Волк

Медведь

 

Материал

  1. Танец «Веселая весенняя песенка»
  2. Песня  «Мама, мама, мамочка»
  3. Песня «Лучше друга не найти»
  4. Стихи
  5. Танец лягушат
  6. Игра «Мамины помощники».
  7. Оркестр ДМИ «На горе-то калина»
  8. Частушки.
  9. Игра «Букет для мамы»
  10. Танец-упражнение с мячами
  11. Парный танец
  12. Медведь пляшет или читает стихотворение
  13. Песня «                      »
  14. Танец с мамами.

Атрибуты:

Маски зверей (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)

Костюмы лягушат

Ложки, бубны, колокольчики

Мячи (по количеству танцующих детей)

2 мольберта, 2 листа с вазами, цветы и листья для аппликации

4 ведерка, мелкие игрушки

 

Дети вбегают в зал и встают парами врассыпную.

Ведущая 1: Добрый вечер, дорогие наши гости, мамы, бабушки! Поздравляем вас наступающим праздником — днем 8 Марта.

 

Ведущая 2: Сегодня день особенный,

Как много в нем улыбок,

Подарков, и букетиков,

И ласковых «спасибо».

Чей это день? Ответьте мне.

Ну, догадайтесь сами,

Весенний день в календаре.

Чей он?

Дети: Конечно, мамин.

 

Танец «Веселая весенняя песенка»

Встают полукругом

Ребенок 1: Ручьи шумят, сверкают,

Звенят и тут, и там.

Настал весенний праздник

У наших милых мам.

 

Ребенок 2: Подснежники лесные

Из листьев шепчут нам:

«Раскрылись мы сегодня

Для ваших милых мам».

 

Ребенок 3: Сколько в доме света!

Сколько красоты!

На столе для мамы

Светятся цветы.

 

Ребенок 4: Так люблю я маму —

Слов не нахожу!

Нежно поцелую,

В кресло усажу.

 

Ребенок 5: Пусть не знает мама

Горя и забот!

Пусть Восьмое марта

Длится целый год!

 

Песня  «Мама, мама, мамочка»

 

Ребенок 6: Расскажу вам по секрету:

У меня подружка есть.

Сколько лет моей подружке,

Мне на пальчиках не счесть.

С ней играем и читаем,

Вместе песенки поем.

Мы с бабуленькой любимой

Дружно, весело живем.

 

Песня «Лучше друга не найти»

Дети садятся на скамеечки

Ведущий 1: Милые мамы и бабушки, очень часто, начиная с пеленок, вы рассказываете своим малышам сказки. Но ведь сегодня ваш праздник, и поэтому сегодня ваши ребятишки для вас расскажут и покажут любимую сказку «Теремок».

 

Все дети: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

 

Мышка: Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

 

Ведущий 1: Тишина.

Будешь жить ты здесь одна.

Но чтобы жить здесь, поживать,

Стишок для мамы нужно рассказать.

 

Стихи

Может рассказывать мышка, или другие дети (2-3)

Ведущая 1: Зашла мышка в теремок и стала в нем жить.

 

Все: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю  лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

 

Лягушка: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

Мышка: Я — мышка-норушка.

А ты кто?

 

Лягушка: А я — лягушка-квакушка.

Пусти меня в теремок  жить.

 

Ведущий 1: Чтобы в теремке поживать

Должна лягушка танец станцевать

 

Танец лягушат

Ведкщая 2:  Будут жить да поживать,

Только нужно в теремочке очень чистенько прибрать

 

Игра «Мамины помощники».

Для участия нужны 2 мамы и 2 ребенка. Мамы с ведерком, в котором находятся маленькие игрушки, ходят по залу и разбрасывают их. Дети собирают игрушки к себе в ведерко. По сигналу игра останавливается. Подсчитывают, кто больше насобирал, тот и выиграл. Игру провести 2 раза с разными мамами.

 

 Ведущий 2:  Чистота и порядок в теремке, можно сказку продолжать.

 

Все: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю зайчик бежит,

У дверей остановился и стучит.

 

Заяц: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

Мышка: Я мышка-норушка.

 

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

 

Мышка и Лягушка: А ты кто?

 

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Пустите меня в теремок жить.

 

Ведущий 1: Чтоб в теремочке нашем поживать,

Сумей-ка ты нам, заинька в оркестре поиграть.

 

Оркестр ДМИ «На горе-то калина»

 

Заяц заходит в теремок.

Все: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю лисонька бежит,

У дверей остановилась и стучит.

 

Лиса: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

Мышка: Я мышка-норушка.

 

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

 

Заяц: Я зайка-побегайка.

 

Мышка, Лягушка,  Заяц: А ты кто?

 

Лиса: А я лиса — всему лесу краса.

Пустите меня в теремок жить.

 

Ведущий 1: Чтобы в теремок зайти

Ты частушки заводи!

 

Частушки.

Дорогие наши мамы.
Мы частушки вам споем.
Поздравляем с 8 Марта
И привет большой вам шлем.

 

Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

 

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как придет с работы мама,
Будет много ей хлопот.

 

Говорит лентяйке мать:
"Убери свою кровать".
А лентяйка: "Маменька!
Я же еще маленька!"

 

В кухне веник я нашел,
И квартиру всю подмел,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

 

Рисовал картинку Слава,
Он художник, спору нет,
Но зачем он нас раскрасил
В красный, синий, желтый цвет?

 

Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
Слушать вас всегда во всем,
Утром, вечером и днем.

 

Лиса заходит в теремок.

Ведущая 2:  Теремок мы наш украсим чудесными картинами, на радость наших мам.

 

Игра «Букет для мамы»

На мольбертах два листа с приклеенными (или нарисованными) вазами. Дети выстраиваются в 2 команды по 5 человек. По очереди бегут к мольберту, берут цветок или листок и приклеивают на картину. Задача  - сделать аппликацию «Букет для мамы»

 

Ведущая 2: Чудесные букеты для мамы будут украшать наш теремок, а мы сказку продолжаем.

 

Все: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю волк бежит,

У дверей остановился и стучит.

 

Волк: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

Мышка: Я мышка-норушка.

 

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

 

Заяц: Я зайчик-побегайчик.

 

Лиса: Я лиса — всему лесу краса.

Все (вместе): А ты кто?

 

Волк: А я Волк – зубами щелк

Пустите меня в теремок жить.

 

Ведущий 1:  Покажи  нам Серый Волк

Как в мячах ты знаешь толк!

 

Танец-упражнение с мячами

 

Волк заходит в теремок

Ведущий 1: Стали жить уж впятером

В теремочке небольшом.

Пляшут, песенки поют

И гостей, конечно, ждут.

 

Парный танец «Аннушка»

 

После танца все садятся на свои места.

Все: Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мишка идет,

У дверей остановился и ревет.

 

Медведь: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

Мышка: Я мышка-норушка.

 

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

 

Заяц: Я зайчик-побегайчик.

 

Лиса: Я лиса — всему лесу краса.

 

Волк: А я волк – зубами щелк.

 

Все (вместе): А ты кто?

Медведь: А я мишка -  всех ловишка

 

Медведь догоняет всех жителей теремка, они убегают на скамеечки к детям.

 

Медведь: Не могу я их поймать!

 

Ведущая 1: Тогда тебе плясать! (или стихи читать)

 

Медведь пляшет или читает стихотворение

 

Ведущие и дети: Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Дети встают полукругом.

 

1-й мальчик.
Дорогие наши мамы,
Заявляем без прикрас,
Что ваш праздник самый, самый,
Самый радостный для нас!

2-й мальчик.
Мы спешим скорей поздравить
Маму, бабушку, сестер.
Рад вас песней позабавить
Наш веселый детский хор!


Песня «Мы сложили песенку» сл. и муз. Е. Асеевой с. 17 (Весна)

 

Ведущая 2:  Подошло к концу наше праздничное представление, но не закончился праздник. Ваши ребята приготовили вам небольшие подарки.

 

Дети дарят подарки либо в зале, либо в группе.

 

Конец.

 

Использование здоровьесберегающих технологий

Методические разработки Добавить комментарий   

 

Использование

здоровьесберегающих технологий

для повышения качества

вокально-хоровых навыков дошкольников

 

 

 

Выполнила: Музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада  № 302

Московского района

города Нижнего Новгорода

Шалимова М.А.

2013 г.

 

Введение

Здоровье ребенка, как говорится во всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех дошкольных образовательных учреждений. Современные виды здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.

Как мы знаем, музыка воспринимается слуховым рецептором и воздействует на эмоциональное состояние человека. Но только ли? И что такое эмоции, и к каким последствиям приводят различия содержания музыкального произведения? Эмоции напрямую ответственны за наше здоровье. Яркие эмоции (бурная радость, неумеренное веселье, горе, недовольство чем-либо  ведут к напряжению нервной системы и истощению ее, а как следствие – возникают различные заболевания, чаще всего те, к которым более подвержен человек. У одного это будет выражаться в простом насморке, другой заболеет более серьезно. Но факт остается один. Любые нервные перегрузки, ведут к разрушению защитных свойств организма. Ровные, спокойные эмоции – лучшее лекарство от всех болезней. 

Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общефизическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное  отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно-образное содержание музыкального произведения. Пение – наиболее доступный и близкий детям вид музыкальной деятельности.

Пение представляет собой психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим критерием работы голосового аппарата.  Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей пению позволит наилучшим образом развить певческие данные ребенка, его музыкальные способности, а так же укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

 Изучение методической литературы

Для более глубокого изучения и систематизации знаний  по теме применения здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии  мы обратились к методической литературе.

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти.   Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосм, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого.

Другой философ Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное – через лады слишком суровые. Платон считал, что ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Платон считал, что допустимы только те музыкальные произведения, посредством которых индивид может возвысится до уровня общественных требований. Задача музыкального воспитания по Платону – гармонизация индивида с общественной жизнью.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля. С точки зрения Аристотеля для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад. В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.

А канадскими учёными из университета Торонто было доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, уровень интеллекта в среднем на 20% превышает аналогичный показатель сверстников, которые далеки от музыкального искусства. У таких детей лучше развиты математические способности и пространственное мышление. Стоит также отметить, что после проведения серии экспериментов были сделаны выводы, что лучше всего на работу мозга влияет игра на клавишных инструментах и вокал. А в целом стимулирующее интеллект действие музыки на детей длится не менее 5 лет.

Многие современные ученые, педагоги создают свои неповторимые методики. Это и уникальный оздоровительный метод А. Н. Стрельниковой, опирающийся на короткий сильный вдох, созданный несколько десятилетий назад и вылечивший не одну тысячу больных людей. Это и  работы доктора педагогических наук В. И. Петрушина, в которых он раскрывает основные направления современной музыкальной психотерапии, обосновывая ее теоретические принципы, дает описание практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни человека. Большое значение придается музыкально - психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально - философскому тренингу, формирующему личность.  Это и необычные, для кого-то забавные, а для кого-то странные упражнения В.В.Емельянова, не только укрепляющие голосовой аппарат и благотворно влияющие на  здоровье ребенка (или взрослого), но и умело развивающие творческий потенциал и вокальные способности каждого, кто занимается по этой методике.

Анализ методической литературы показал, что проблемой взаимосвязи  здоровья и пения  занимались многие ученые и педагоги мира. Но применительно к дошкольному возрасту вопрос применения технологий здоровьесбережения на музыкальных занятиях в детском саду  мало разработан. Хотя в современной российской литературе эта тема начинает завоевывать определенное место. Это  разработки     О.Н. Арсеневской по системе музыкально-оздоровительной работы в детском саду, работы М.Ю. Картушиной по развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников.

 

Постановка  практических задач

Мы поставили перед собой практические задачи:

 - систематизировать применение элементов здоровьесбережения  при проведении вокально-хоровой работы;

 - формировать певческие навыки детей, опираясь на здоровьесберегающие технологии;

- способствовать позитивному восприятию ребенком окружающего мира;

- развитие потребности в здоровом образе жизни.

 

  Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: развитие музыкальных способностей детей и творческого потенциала  каждого малыша в совокупности с их психическим и физическим здоровьем.

 

Внедрение в практику

 

Из довольно-таки обширного списка здоровьесберегающих технологий, который предлагает нам методическая литература современности, мы отобрали для нашей работы наиболее подходящие и, на наш взгляд, наиболее действенные: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и фонопедические упражнения.

 

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

 В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики наблюдается повышение показателей диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления  дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится чаще вдыхать воздух.

Работа над дыханием предваряет пение песен, но может быть и самостоятельным видом деятельности.  Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки.  При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы.  По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 

Артикуляционная гимнастика

При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориетнировке в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях предваряет пение. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением. Ребенок самостоятельно выполняет упражнения. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения  проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

 

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболевания  верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой, певческой) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат – саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет – высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых связок. В 7-8 лет голоса ничем не отличаются. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Дети часто поют слишком громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Необходимо грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом дошкольникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок,  тогда как грудное пение вызывает трение связок.

 

Вспомогательные упражнения

Как вспомогательные, на музыкальных занятиях используются валеологические песни, которые помогают настроить на занятие, создать бодрое настроение. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Так же используется логоритмика под музыку и ритмопластика. Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента. Элементы логоритмики и ритмопластики включаются, когда песенный материал хорошо изучен и у детей появляется желание выразить смысл песни через движение.

 

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • · Групповая и подгрупповая работа с детьми.
  • · Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • · Совместная работа педагогов ДОУ.

 

Работа с детьми

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Валеологическая песня-распевка  для настройки на рабочий лад.

2.Вводные упражнения: Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4.Пение, песенное творчество. Распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика – предваряют собственно пение или включаются как игра

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6.Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое  музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

 

Подгрупповая работа с детьми ведется в дополнительно отведенное для этих занятий время. Данные занятия нацелены на развитие голоса ребенка и укрепление его здоровья.

Алгоритм проведения индивидального занятия:

1. Валеологическая песня-распевка (настрой на занятие, позитивное отношение к миру и окружающим)

2. Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой А. Н.)

3. Артикуляционная гимнастика

4. Фонопедические упражнения (по Емельянову В. В)

5. Скороговорки и мелодические распевки (с повышением по полутонам)

6. Разучивание нового песенного материала

7. Исполнение песен с использованием ритмопластики

 

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

 

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций; собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье; презентаций игровых пособий и  наглядного материала; рекомендаций по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах; проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий; «круглых столов» по обмену опытом, видеоуроков.

 

Совместная работа педагогов ДОУ.

 

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению здоровьесберегающих технологий.

 

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в практику

 

1) Разработали подробный календарный план.

2) Сделали подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, фонопедических упражнений.

3) Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по применению:

  • дыхательной и артикуляционной гимнастики,
  • фонопедического метода Емельянова,

4) Проводим  раздел пения с учетом здоровьесберегающих технологий, с использованием фонопедических упражнений и валеологических распевок, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

5) Подобрали материал для консультаций воспитателей и родителей, наглядный материал.

Делимся  опытом с другими педагогами.

Два раза в год проводим диагностику музыкального развития и диагностику развития вокально-хоровых навыков.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.