Использование

здоровьесберегающих технологий

для повышения качества

вокально-хоровых навыков дошкольников

 

 

 

Выполнила: Музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада  № 302

Московского района

города Нижнего Новгорода

Шалимова М.А.

2013 г.

 

Введение

Здоровье ребенка, как говорится во всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех дошкольных образовательных учреждений. Современные виды здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.

Как мы знаем, музыка воспринимается слуховым рецептором и воздействует на эмоциональное состояние человека. Но только ли? И что такое эмоции, и к каким последствиям приводят различия содержания музыкального произведения? Эмоции напрямую ответственны за наше здоровье. Яркие эмоции (бурная радость, неумеренное веселье, горе, недовольство чем-либо  ведут к напряжению нервной системы и истощению ее, а как следствие – возникают различные заболевания, чаще всего те, к которым более подвержен человек. У одного это будет выражаться в простом насморке, другой заболеет более серьезно. Но факт остается один. Любые нервные перегрузки, ведут к разрушению защитных свойств организма. Ровные, спокойные эмоции – лучшее лекарство от всех болезней. 

Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общефизическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное  отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно-образное содержание музыкального произведения. Пение – наиболее доступный и близкий детям вид музыкальной деятельности.

Пение представляет собой психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим критерием работы голосового аппарата.  Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей пению позволит наилучшим образом развить певческие данные ребенка, его музыкальные способности, а так же укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

 Изучение методической литературы

Для более глубокого изучения и систематизации знаний  по теме применения здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии  мы обратились к методической литературе.

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти.   Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосм, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого.

Другой философ Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное – через лады слишком суровые. Платон считал, что ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Платон считал, что допустимы только те музыкальные произведения, посредством которых индивид может возвысится до уровня общественных требований. Задача музыкального воспитания по Платону – гармонизация индивида с общественной жизнью.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля. С точки зрения Аристотеля для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад. В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.

А канадскими учёными из университета Торонто было доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, уровень интеллекта в среднем на 20% превышает аналогичный показатель сверстников, которые далеки от музыкального искусства. У таких детей лучше развиты математические способности и пространственное мышление. Стоит также отметить, что после проведения серии экспериментов были сделаны выводы, что лучше всего на работу мозга влияет игра на клавишных инструментах и вокал. А в целом стимулирующее интеллект действие музыки на детей длится не менее 5 лет.

Многие современные ученые, педагоги создают свои неповторимые методики. Это и уникальный оздоровительный метод А. Н. Стрельниковой, опирающийся на короткий сильный вдох, созданный несколько десятилетий назад и вылечивший не одну тысячу больных людей. Это и  работы доктора педагогических наук В. И. Петрушина, в которых он раскрывает основные направления современной музыкальной психотерапии, обосновывая ее теоретические принципы, дает описание практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни человека. Большое значение придается музыкально - психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально - философскому тренингу, формирующему личность.  Это и необычные, для кого-то забавные, а для кого-то странные упражнения В.В.Емельянова, не только укрепляющие голосовой аппарат и благотворно влияющие на  здоровье ребенка (или взрослого), но и умело развивающие творческий потенциал и вокальные способности каждого, кто занимается по этой методике.

Анализ методической литературы показал, что проблемой взаимосвязи  здоровья и пения  занимались многие ученые и педагоги мира. Но применительно к дошкольному возрасту вопрос применения технологий здоровьесбережения на музыкальных занятиях в детском саду  мало разработан. Хотя в современной российской литературе эта тема начинает завоевывать определенное место. Это  разработки     О.Н. Арсеневской по системе музыкально-оздоровительной работы в детском саду, работы М.Ю. Картушиной по развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников.

 

Постановка  практических задач

Мы поставили перед собой практические задачи:

 - систематизировать применение элементов здоровьесбережения  при проведении вокально-хоровой работы;

 - формировать певческие навыки детей, опираясь на здоровьесберегающие технологии;

- способствовать позитивному восприятию ребенком окружающего мира;

- развитие потребности в здоровом образе жизни.

 

  Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: развитие музыкальных способностей детей и творческого потенциала  каждого малыша в совокупности с их психическим и физическим здоровьем.

 

Внедрение в практику

 

Из довольно-таки обширного списка здоровьесберегающих технологий, который предлагает нам методическая литература современности, мы отобрали для нашей работы наиболее подходящие и, на наш взгляд, наиболее действенные: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и фонопедические упражнения.

 

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

 В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики наблюдается повышение показателей диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления  дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится чаще вдыхать воздух.

Работа над дыханием предваряет пение песен, но может быть и самостоятельным видом деятельности.  Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки.  При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы.  По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 

Артикуляционная гимнастика

При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориетнировке в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях предваряет пение. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением. Ребенок самостоятельно выполняет упражнения. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения  проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

 

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболевания  верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой, певческой) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат – саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет – высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых связок. В 7-8 лет голоса ничем не отличаются. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Дети часто поют слишком громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Необходимо грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом дошкольникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок,  тогда как грудное пение вызывает трение связок.

 

Вспомогательные упражнения

Как вспомогательные, на музыкальных занятиях используются валеологические песни, которые помогают настроить на занятие, создать бодрое настроение. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Так же используется логоритмика под музыку и ритмопластика. Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента. Элементы логоритмики и ритмопластики включаются, когда песенный материал хорошо изучен и у детей появляется желание выразить смысл песни через движение.

 

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • · Групповая и подгрупповая работа с детьми.
  • · Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • · Совместная работа педагогов ДОУ.

 

Работа с детьми

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Валеологическая песня-распевка  для настройки на рабочий лад.

2.Вводные упражнения: Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4.Пение, песенное творчество. Распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика – предваряют собственно пение или включаются как игра

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6.Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое  музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

 

Подгрупповая работа с детьми ведется в дополнительно отведенное для этих занятий время. Данные занятия нацелены на развитие голоса ребенка и укрепление его здоровья.

Алгоритм проведения индивидального занятия:

1. Валеологическая песня-распевка (настрой на занятие, позитивное отношение к миру и окружающим)

2. Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой А. Н.)

3. Артикуляционная гимнастика

4. Фонопедические упражнения (по Емельянову В. В)

5. Скороговорки и мелодические распевки (с повышением по полутонам)

6. Разучивание нового песенного материала

7. Исполнение песен с использованием ритмопластики

 

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

 

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций; собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье; презентаций игровых пособий и  наглядного материала; рекомендаций по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах; проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий; «круглых столов» по обмену опытом, видеоуроков.

 

Совместная работа педагогов ДОУ.

 

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению здоровьесберегающих технологий.

 

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в практику

 

1) Разработали подробный календарный план.

2) Сделали подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, фонопедических упражнений.

3) Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по применению:

  • дыхательной и артикуляционной гимнастики,
  • фонопедического метода Емельянова,

4) Проводим  раздел пения с учетом здоровьесберегающих технологий, с использованием фонопедических упражнений и валеологических распевок, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

5) Подобрали материал для консультаций воспитателей и родителей, наглядный материал.

Делимся  опытом с другими педагогами.

Два раза в год проводим диагностику музыкального развития и диагностику развития вокально-хоровых навыков.